воскресенье, 23 октября 2016 г.

Это был ооооочень долгий проект! А зачем?



Когда "один человек" узнал, что я делаю из старого дискового телефона переносной сотовый, этот человек спросил(-а): "А зачем?"

И меня так задел этот вопрос! Но не в том смысле, что обидел, а в том что ЗАЧЕМ я это делаю? Спросили уже довольно давно, может полгода, может больше. И я всё думаю.

Вот ведь от момента, когда в мою голову ударила эта странная идея и до того радостного часа, когда я пишу все эти посты "я-закончил-проект!", прошёл целый год. И я не бездельничал: учился электронике, учился рисовать и разводить платы, собирал прототипы, паял, сжигал транзисторы, советовался, перепроектировал заново, пилил-сверлил-клеил, закупался у китайцев, фотографировал, документировал, рисовал 3D-модели, печатал и перепечатывал их.

А сколько это всё ещё денег стоило! Возможно это самый дорогой мой телефон. Я не только покупал детальки – нужные и ненужные, под этот проект я купил новенький мультиметр Fluke, осциллограф и лабораторный блок питания. Жена говорит, что я сделал из квартиры мастерскую и я всё жду, когда уже она скажет: "Лучше б пил, негодяй!"

И, наверное, это правда сродни алкоголизму. Какая-то зависимость от хобби. Кстати интересно, что желание что-то делать (рисовать/собирать/сочинять) почти всегда есть у детей. Почему-то с возрастом большинство людей теряют эту суперспособность. Так странно! Ведь появляется гораздо больше навыков и знаний, а вот желание уходит. И у детей это не называется хобби, это их естественное состояние. Почему оно неестественно для взрослых? Почему это чудачество? А я прекрасно знаю, что делать робота-жука или 42-х летний полуторакилограммовый телефон – это странность. Я только не понимаю, почему это странность? Почему это не хотят делать все?

Так что вернусь к поставленному вопросу. Зачем это мне? Если отмести версию, что в моей голове паразит и телефон – это часть его плана коммуникации с сородичами, то мне только остаётся погрузиться в глубины самоанализа. Чем я полгода и занимался в фоне.

В хобби психологи видят два сценария: либо оно просто доставляет человеку удовольствие, либо это способ уйти от проблем (плохая работа, семейные трудности и прочие “меня-никто-не-любит”). Вроде пока я двигаюсь по первому сценарию. Но ответ "я это делаю, потому что нравится" не кажется мне развёрнутым.

Я попытался понять, почему мне это приносит удовольствие? Вариант первый: мне нужны все эти вещи, которые я делаю. Ложь! Поделки вызывают у меня какое-то удовольствие от обладания, но промышленные образцы лучше, я в этом не сомневаюсь.

Вариант второй: в каждом проекте я многому учусь. Мне нравится учиться. Я долго придерживался этой версии, но ЛОЖЬ! Я затеваю проект и довожу его до конца, иногда стиснув зубы, точно не от желания учиться. Учёба – это, скорее, побочный эффект нового проекта. Вынужденная мера. Это отличный бонус, но вовсе не цель.

Есть третий вариант. Мне нравится результат от законченного проекта. Это всё сразу: оформленная где-нибудь статья, отзывы таких же ненормальных (в хорошем смысле) как я, новые знакомые, новые знания (да, я не люблю учиться, но я люблю уметь). Такой результат может быть, только если я опубликовал свой проект. Т.е. я не смог бы тихо-мирно собирать свои проектики в ящик стола. Мне обязательно нужна показуха. Мне хочется фидбэка от похожих на меня людей. Это немного пугает и ставит под сомненье мою самодостаточность. Но кто сказал, что самодостаточность это хорошо?!

Вот ещё версия. Недавно по работе столкнулся со знаменитым высказыванием Нила Армстронга про "один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества". А так как фоном в моей голове последнее время крутилось сами знаете что, то я понял про себя следующее: я делаю всё наоборот! Ничтожные вещи для человечества, огромные для себя. Я год этот телефон делал, в конце концов! Для меня это было архисложно, хотя человечеству наплевать. Но я получаю огромное удовлетворение оттого, что я каждый раз завершаю проект. Довожу его до конца, хоть он мне и надоедает под конец до чёртиков. Наверное, здесь я нахожу уверенность в себе, в своей упёртости. Я бы предпочёл слово "целеустремлённость", но оно слишком высокое, потому что предполагает какую-то красивую Цель. А мне же надо просто не слиться с проекта.

Хм, выходит, что хобби для меня – это всё же средство для повышения самооценки? А значит я всё-таки попал во второй сценарий "меня-никто-не-любит"? Жуть-то какая вышла! Это неправда. Я не могу смириться с таким выводом и продолжаю искать ответ дальше.

Если меня не удовлетворяют мои же ответы, надо послушать людей, которые умнее меня, благо таких людей много. А кто как не Adam Savage найдёт ответ? Это человек, которого я безгранично уважаю, я подписан на него везде, где только можно и не перестаю восхищаться его проектами и энтузиазму, с которым он пропагандирует образ жизни maker-а.

И он тоже задавался подобными вопросами. Конечно, ему и задавали их сто раз. И, по-моему, простой ответ Эдамом тоже не найден. Вот видео с запомнившимся мне моментом, которое я специально нашёл для этого поста:


А вот более систематизированное выступление Эдама:


И на 11-минуте (10:17) Эдам повторяет ту же мысль слово в слово: "Это желание (делать вещи) – двигатель всего что у меня есть". Примеряя эти слова на себя, могу сказать, что так меня в детстве заинтересовала электроника, так я стал учиться на робототехника и так я стал программистом.

Но это не объясняет детское желание делать вещи, сохранившееся до сих пор. Объяснение Эдама опять следствие, а не причина.

Почему я написал этот пост? В нём нет ответа на простой вопрос. Есть несколько вариантов, но если бы среди них был правильный, я бы это почувствовал. Я просто хочу обозначить задачку и текущее состояние её решения. Думаю, это теперь тоже один из моих проектов.

А может кто-то знает правильный ответ? Зачем вы делаете вещи? Может спросить у детей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий